Это статья – боль и слезы. Это статья о том, о чем не принято говорить. Если только в кулуарах, да на кухнях между собой. Впрочем, может быть пришел тот момент, когда надо подвести итоги и провести хотя бы поверхностный анализ.
Этап первый - Свобода
Начнем с 90-х. С падением Советского Союза наступила пора неслыханной свободы. Причём не только для рядовых граждан СССР, но и для православной части страны, которая до этого ютилась в глубоком полуподполье. Стали открываться храмы. Их надо было комплектовать иконами, утварью, облачениями, литературой. Не было практически ничего. Стихари и облачения шили из занавесок. Служебные тексты переписывались от руки. Шли годы. Стали появляться как мелкие артели, так и крупные заводы. Такие как Софрино, Щигры и т.п. В производство шли энтузиасты и профессионалы. Потихоньку рынок (в правильном значении этого слова) наполнился всем необходимым. И вот тут была совершена роковая ошибка. Как всегда, (и как это всегда происходило в Советском Союзе) решили действовать с плеча. Прямыми распоряжениями, указаниями, запрещениями и благословениями. Речь о том, что приходам было настоятельно рекомендовано закупать все необходимое в Софрино. Да, все понятно, церкви нужны были деньги, вот только она воспитывала священников (некоторые из них стали церковными чиновниками), но не экономистов. Прямой запрет привел к тому, что большинство мелких и средних артелей разорились, а на плаву остались лишь те предприятия, которые имели покровительство авторитетных архиереев.
Этап второй – Упадок
К чему привела централизация закупок необходимой утвари и икон. Поскольку предприятие Софрино стало естественным и практически абсолютным монополистом, по законам экономики с ним произошло то, что должно было произойти, а именно:
- Стремительно и глубоко упало качество продукции
- Цены подскочили до небес
- Специалисты, которые не хотели гнать халтуру, покинули свои места
До какого-то момента такая схема работала. Иконы печатались, облачения шились, все это дорожало как на дрожжах, но рынок так не работает. Он не терпит ни халтуры, ни отсутствия конкуренции, ни пустоты.
Ни для кого не секрет, что руководителя художественно-производственного предприятия Софрино, освободили от всех должностей, на предприятие вошли силовики, Софрино находится под внешним управлением, а тем временем…
Этап третий – Захват рынка
Как и писалось выше рынок развивается по своим законам. Те, на кого могли воздействовать, прекратили производство, но всех не запретишь. Вместо церковных и увлеченных людей в этот бизнес пришли совершенно другие люди. Сначала на церковных прилавках появилась греческая продукция. О качестве умолчим. Потом умельцы стали подделывать Софринскую продукцию. А что – качество тоже, цены на порядок ниже. Ну и что выберет староста или настоятель провинциального сельского храма? Правильно - то, что получше да подешевле. Но, дальше – больше. Поскольку отечественный производственный потенциал был разрушен, то пришли другие. Для многих, наверное, будет откровением, что на сегодняшний момент дела обстоят следующим образом. Иконы, которые продаются в храмах изготавливаются не только в России и Греции. Это как раз не самая весомая часть. Широким потоком в страну привозят иконописную продукцию… из Италии, Турции, Китая, Украины. Т.е. все кто угодно и католики, и мусульмане, и буддисты, и атеисты имеют свою долю пирога от продажи православной продукции. Звучит дико и абсурдно. Но это так. Причем китайцам или туркам не запретишь… BИ для реализации им даже не нужны ни храмы, ни монастыри. Магазин в правильном месте или палатка у метро.
Выше написано "Захват рынка", но это даже не зажват. Сами отдали, на блюдечке...
Кстати говоря, поскольку между «независимыми» участниками рынка существует та самая рыночная конкуренция, то приходится и цены держать и качество наращивать. И от закупки к закупке оно все выше и выше. Причем используются вполне себе современные технологии. И лазерная резка, и современное ткацкое оборудование, которого в России даже и нет. Т.е. отечественный производитель, если вдруг ему возьмут, да и дадут централизованную отмашку, не сможет оперативно войти на рынок с достойной продукцией. Причем это касается и высокотехнологичных изделий, и самых простых вещей. Вот лишь один пример. Один бизнесмен ввозил в Россию гайтаны (специальные шнурочки) и браслетики, которые изготавливались в Грузии. А теперь вот съездил в Китай. Связи налаживать… Из Китая то и качественнее и дешевле!
Что имеем?
- На сегодняшний день Россия потеряла порядка 70-80 процентов собственных церковных производств. Все изготавливают вне ее пределов
- Потеря производств означает сокращение рабочих мест. Турки с китайцами работают, а «русский иван» пьет – работы нет!
- Цены на иконы и утварь завышены. Заработать хотят все. Сами китайцы в храмы и монастыри не пойдут (рылом не вышли). Поэтому их продукцию скупают наши бизнесмены. Далее уже их представители идут на рынок сбыта – храмы, монастыри, церковные лавки, магазины церковной утвари, интернет сегмент и т.п. Храмам тоже надо заработать. Причем в зависимости от значимости места (где паломников и прихожан побольше – там подороже). Вот и кормит обыкновенный православный верующий полмира…
Понятно, что автор не претендует на абсолютную объективность. Но основные моменты подмечены верно и изнутри. Т.е. это не взгляд со стороны.